Редакция Журнала Нейропсихиатрии и Клинической
Неврологии.
Религиозный опыт основан на мозговой деятельности. Это не является особым исключением. Любой человеческий опыт основан на деятельности головного мозга, включая научные обоснования, математическую дедукцию, моральные суждения и артистическую созидательность, также, как и религиозные состояния сознания. Определение нейрональных субстратов для любого из этих состояний не ведет к автоматическому понижению или уничтожению их духовной ценности (1). Внешняя реальность религиозной перцепции не доказывается или опровергается с нахождением мозговых структур, ответственных за возникновение религиозных состояний (kp: это если не использовать бритву Оккама!). На самом деле, выдвигались аргументы, что обнаружение наличия нейронального аппарата, поддерживающего религиозность, может усилить веру, поскольку это предоставляет доказательства высшей силы, создавшей людей таким образом, что они могут испытывать божественное (2) (kp: в качестве симптомов заболеваний, перечисленных редакторами в введении? Кроме того, если следовать подобной логике, я официально заявляю, что бог создал каннабинодийные (cannabis - конопля) рецепторы для того, чтобы каждый смертный мог как следует обдолбаться травой!). Для невролога или психиатра вызов представляет выделение отдельных нейрональных субстратов религиозного опыта и их изменения в процессе мозговых расстройств.
Исследования в области нейронального базиса религиозных
переживаний затруднены отсутствием широко принятых моделей на животных,
позволяющих проводить лабораторные эксперименты. (pp: хотя введение
галюциногенных веществ, например PCP, экспериментальным животным может
оказаться приемлемым методом моделирования...). Доказательства с нейроанатомической
вовлеченности в основном базируются на клинических наблюдениях пациентов
с ограниченными поражениями мозга, особенно в случае различных форм эпилепсии,
и в большинстве случаев являются эмпирическими. Мы рассмотрим данные о
религиозных переживаниях полученные как от "нормальных" (pp: кавычки
- это мой комментарий, так как границы между "нормальностью" и "психопатологией"
не всегда четко очерчены), так и от страдающих различными психоневрологическими
расстройствами индивидуумов. На основе этих разбросанных публикаций может
быть составлена предварительная универсальная модель мозговой основы религиозного
опыта.
Аналогично, религиозная речь зависит от функции пресилвиевой коры доминантного полушария, отличаясь только в рассуждениях на религиозные скорее чем на neрелигиозные темы. Фокальные левополушарные повреждения вызывают афазию на религиозные высказывания, не отличающиеся от афазии на нерелигиозные высказывания, как это продемонстрировано многолетним клиническим опытом. Просодия и другие эмоциональные контрибуции к деятельности правого полушария относятся как к религиозным, так и к нерелигиозным темам, и повреждения недоминантного полушария были отмечены производящими параллельные нарушения религиозного и нерелигиозного эмоционального прессинга (5). Так, схоластическое/талмудистское мышление есть ординарное мышление, примененное для решения религиозных проблем и, без сомнения, обусловлено деятельностью лобных теменных мультимодальных ассоциативных зон.
Первое общее наблюдение заключается в том, что нейрональный субстрат религиозного восприятия и мышления - это весь головной мозг (pp: скорее следует говорить о коре и некоторых базальных ядрах...), учитывая что процесс является параллельным, диффузным, аффективным и символическим с применением массивных нейрокогитивных сетей, подразделенных на лингвистические, просодические, логические и аффективные.
Но что может особенно выделяющимся для религиозного
опыта на первый взгляд - это нахождение его не в сферах эмоций, языка или
мышления, но в сфере восприятия. именно прямое ощущение наличия Бога или
божественного специфически характеризует религиозный опыт. Тем не менее,
не отдельного идентифицированного органа религиозного восприятия (6-8).
Таким образом, сенсорное восприятие божественного должно быть обусловлено,
по крайней мере частично, нейрональными цепями, ответственными за ординарное
тактильное, визуальное, слуховое и олфакториальное восприятие. William
James и другие предложили (и мы поддерживаем эту точку зрения), что восприятие
божественного происходит не через функционирование специфического органа
чувств, а через наложение на обычные ощущения некоего уникального религиозно-мистического
чувства, ощущения прямого присутствия божественного или священного (8-9).
изучение "здоровых" личностей и психоневрологических пациентов поддерживает
эту гипотезу и предлагает ( pp: объясняющие ее) нейролимбические
субстраты.
Современные исследования эпилептоидных религиозных переживаний отмечены противоречиями и конфликтами. Эта запутанность частично отражает невозможность четкого различения между эпилептоидными религиозными переживаниями в приступный, подострый послеприступный и хронический межприступный периоды. Феноменология и нейробиология каждого из перечисленных периодов значительно отличается.
Некоторые психологи религии пытались объяснить религиозный опыт, применяя класическую теорию переноса. Эксперименты демонстрируют, что индивидуумы не только интерпретируют, но так же внутренне испытывают одни и те же физиологические стимулы, абсолютно по-разному в зависимости от психологических установок, которыми они обладают. В лабораторных опытах, одинаковая, вызванная фармакологически симпатическая стимуляция оценивается по-разному и переживается вдоль всей шкалы оценки от вознаграждения до дистресса в соответствии с ментальной установкой в начале эксперимента (26). Теория переноса подсказывает что религиозные эпилептики будут часто испытывать внутренне нейтральные физиологические явления при приступе как имеющие религиозно-мистический характер. Данный механизм действительно объясняет некоторые иктальные религиозные переживания.
Человеческий опыт, тем не менее, это не просто продукт взаимодействия неспецифических физиологических стимулов с набором психологических установок. Эпилептические ауры сами по себе являются наиболее убедительными доказательствами неполноты теории переноса, демонстрируя существование отдельных физиологических нейрональных субстратов для некоторых специфических эмоциональных состояний. Некоторые "экстрасенсорные" ауры, включая деперсонализацию, дереализацию, сноподобные состояния, аутоскопию и экстаз, особенно часто порождают религиозные интерпретации и переживания и поэтому рассмотрены в деталях ниже.
Среди индивидуалов с парциальными комплексными судорогами, частота аур варьирует от 23 до 83%, и до четверти этих аур "по содержанию" (27-29). Наиболее часто встречающиеся иктальные манифестации эпилепсии височной доли включают страх, дежа ву, "возврат памяти", визуальные и слуховые галлюцинации.
Hughlings Jackson (30) был одним из первых идентифицировавших и охарактеризовавших менее часто встречающиеся "интеллектуальные" ауры ("сноподобные состояния", "ментальные ауры"), в которых переживания немедленности и жизненаполнения окружающей личность реальности являются искаженными (31). интеллектуальные ауры включают деперсонализацию, дереализацию и удвоение сознания. Ауры деперсонализации производят изменения или потерю чувства собственной реальности, часто сопровождающиеся ощущением отделения от окружающих и среды или же действии "под руководством". Ауры дереализации генерируют изменение или потерю чувства реальности окружающего, к примеру, чувство, что все окружающеее - это всего лишь сон. Эти ауры также часто ассоциированы с ощущением "отделения". Ауры двойного сознания ("ментальная диплопия") создают внезапное ощущение присутствия остатков нормального сознания личности вместе с новым квазипаразитическим сознанием (kp:"квазипаразитическое сознание" - вот огрели-то как "Духа Святого", хе-хе!) с различным восприятием реальности. Ауры деперсонализации, дереализации и сноподобных состояний представляют примерно четверть всех "сверхестественных" аур (32).
Хорошо документированные (pp - анатомические) локализации спонтанных приступов или вызванных электрической стимуляцией инеллектуальных аур очень редки. Тем не менее, имеются доказательства, что мезолимбическиe структуры, гиппокампус и особенно миндалевидное ядро скорее всего являются источниками ощущения нереальности себя или окружающего (33,34). Ощущение нереальности происходит у 9% пациентов с височной эпилепсией и часто сопровождается страхом (35). Один пациент в опытах Penfeild (36) имел ощущение "ненахождения в этом мире" каждый раз, когда первая височная извилина (pp: очевидно имеется в виду girus temporalis superior) была (elektro) стимулирована, отражая либо прямое латеральное височное корковое возбуждение, либо быстрое распространение заряда последействия на мезолимбическie структуры. Один пациент в более недавних опытах Gloor с коллегами (37) повторно испытывал подобное ощущение при стимуляции височных mesoлимбических структур.
Глубинные сходства между этими интеллектуальными аурами и изменениями восприятия реальности, которые являются распространенными при интенсивной религиозной практике, у не-эпилептиков видны с первого взгляда (kp: таки да!). Личности в процессе внезапного религиозного пробуждения или обращения часто сообщают, что начинают воспринимать рутинного, непросветленного себя как ненужного, пустого и нереального (деперсонализация), как прелюдию к поиску истинного, более настоящего и религиозно обоснованного себя. Аналогично, чувство внезапного прозрения через вуаль образов в прошлом, воспринимаемых как реальных (дереализация) к более глубокой, сверхестественной, настоящей реальности является частым аспектом религиозно-мистических переживаний. Также, удвоение сознания - одновременное восприятие более высокого, чистого, религиозно ориентированного себя и "низкого", нерелигиозного его, соревнующегося за обладание контролем над действиями и душой, является частым лейтмотивом религиозных переживагний. Несмотря на то, что многие индивидуалы не ассоциируют их инеллектуальные ауры с религиозным опытом, весьма вероятно, что повторные, интенсивные, висцеральные переживания себя или окружающего мира как нереальных должны поддерживать верования в сверхестественное и религиозное мировоззрение (kp: по крайней мере на подсознательном уровне ).
Другой экспериментальный иктальный феномен, который может иметь отношение к религиозным переживаниям, это аутоскопия или переживание видения себя со стороны. Аутоскопические переживания могут быть подразделены на две категории:
Экстатические судорожные переживания, приступные и пред-приступные, особенно родственны религиозным переживаниям. Достоевский предоставил точные и влиятельные описания его собственных экстатически-религиозных эпилептических переживаний в письмах, других автобиографических произведениях и литературном творчестве (41-43):
"Воздух был заполнен великим шумом, и я думал, что он окружил меня. Я действительно прикоснулся к богу. Он сам вошел в меня; да, бог есть, я заплакал, и более не помню что-либо еще. Вы все, здоровые люди, даже не моете представить счастье, которое мы, эпилептики, испытываем за секунду до приступа. Я не знаю, если это блаженство длится секунды, часы или месяцы, но, поверьте мне, за все радости, которые может принести жизнь, я не променяю эту радость. Подобные состояния были охарактеризованы расширением сознания и верховным подъемом эмоциональной субъективности".( pp: sorry если есть неточности, double translation, оригинала под рукой нет... )
Достоевский, идиот.
Термин "экстатическая судорога" был применен к двум типам переживаний, часто сосуществующим. Первый тип - это первичное эмоциональное ощущение глубокого удовольствия, сознательное содержание которого может варьировать. Второй - это переживание проникновения в единство, гармонию, радость и/или божественность всей реальности, обычно сопровождающиеся удовольствием. Экстатические судороги обоих типов редки. Удовольствие как эмоцию во время приступа было отмечено менее чем 0.5% эпилептиков (44, 45).
Существующие доказательства предлагают височнолимбическoe происхождение экстатических судорог. Приятные эмоции у людей могут быть вызваны, используя глубинную электростимуляцию миндалевидного ядра (хотя и не всегда) (46,47), и были ассоциированны с гиппокампально-септальной гиперсинхронией (48). Во всех недавних и хорошо изученных клинических случаях экстатических судорог были вовлечены темпоролимбические области. Все 7 пациентов Williams с удовольствием, возникающем при приступе, имели темпоральные или перитемпоральные очаги (49). Morgan (50) описал пациента, приступы которого состояли из ощущений "отделения", "глубокого удовлетворения" и наполнения, визуализацией яркого света как источника знания и иногда визуализации бородатого юноши, напоминающего Христа. Компьютерная томография обнаружила правую переднюю височную астроцитому. После передней височной лобектомии приступы прекратились (kp: поучительный случай хирургического вмешательства!). Cirignotta и др. (51) описали пациента, судороги которого были охарактеризованы отстранением от окружающего, невероятной радостью и полным счастьем (без религиознoго содержания). Постоянный EEG мониторинг обнаружил правый височно-лимбический очаг. Naito и Matsui (52) описали пожилую женщину, приступы которой были охарактеризованы приятными видениями господа и солнца: " Мой разум, все мое существо было переполнено чувством наслаждения". Интериктальная EEG продемонстрировала пики эпилептической активности в левой передней и средней височной областях во время сна.
Bear (60), расширяя гипотезу Gastaut и коллег (61), предложил, что межприступная EEG гиперактивность и возбуждаемость в височной доле эпилептиков ведут к "перегруженным" сенсорно-лимбическим связям. Таким образом, нейтральные стимулы наделяются чрезмерным аффективным тоном и значением. Религиозные и космологические верования являются естественными для таких пациентов, которые постоянно сталкиваются с объектами и событиями "повышенной значимости". Животные модели межприступных поведенческих изменений были созданы, и несколько дополнительных вероятных нейробиологических механизмов, объясняющих межприступные отклонения поведения, были также описаны (62-64).
Тем не менее, несколько групп не смогли подтвердить повышенную межприступную религиозность среди больных эпилепсией височной доли (65, 67). Различия в методах измерения религиознoсти и выборе конрольной группы могут объяснить некоторые из возникших конфликтов среди исследователей. Привлекательная объединяющая гипотеза состоит в том, что религиозность это не универсальная черта среди всех "височнодольных" эпилептиков, а, скорее, проявляется в подгруппе с более выраженной эпилептической EEG активностью. Несколько механизмов по отдельности или в сочетании подталкивают к возникновению религиозности. Это может включать в себя желание религиозного комфорта, необходимость объяснить внезапные, иногда из ряда вон выходящие ощущения при приступах (теория переноса), ответ на "сверхъестественные" переживания, нарушения целостности височной доли, дающие начало судорогам и религиозности независимо друг от друга (kp: в таком случае, если приступы частенько встречаются без религиозности, как часто встречается религиозность без приступов? или это должно быть названо приступами религиозности?), абнормальные религиозные интересы как продукты межприступной психопатологии (68), а также вызванные судорожной EEG активности альтерации и интенсификации сенсорно - лимбическoй интеграции.
Нейрональный базис состояний, близких к смерти, по-видимому, варьирует. Социокультурные факторы и ожидания явно влияют на содержание терминальных переживаний (75), но подлежащий и поддерживающий биологический механизм также, по-видимому, существует.
Одна гипотеза, поддержанная разбросанными доступными доказательствами, включает эндорфин - индуцированную активность лимбической системы (76, 77). Лимбическaя система богато насыщена опиоидными рецепторами (78). В животных моделях, введение бета-эндорфина в спинномозговую жидкость вызывает значительное повышение лимбической активности, в то время как животные становятся внешне неподвижными (79, 80). Внезапное повышение концентрации бета-эндорфина в мозговых тканях, спинномозговой жидкости и сыворотке крови происходит в момент остановки сердца у собак, находящихся в полном сознании, но не у собак под наркозом (77).
Другая интригующая гипотеза относит терминальные переживания к блокаде NMDA ( N-metyl-D-aspartat) рецептора неким эндогенным нейропротектором (pp: производные кинурената являются наиболее вероятными кандидатами на эту роль), чтобы ослабить нейротоксичность глутамата, обильно выделяемого в гипокритически-ишемических условиях (81) (pp: трудно представить себе близкое к смерти состояние, которое не сопровождается гипоксией мозга). Ексогенно введенные кетамины, PCP и другие антагонисты NMDA вызывают некоторые аспекты терминальных состояний у здоровых людей, включая деперсонализацию, галлюцинации, сенсорную депревацию и эмоциональное возбуждение (pp: а так же дереализацию, искаженную логику, ощущение "присутствия" и малоподвижность, упоминающихся в этой же статье чуть выше).
Некоторые авторы предложили, что феномен деперсонализации моет быть запрограммированной, предопределенной реакцией нервной системы на крайний стресс и может иметь адаптивные преимущества (40, 70).
Для жертвы, пойманной хищником, пассивная иммобилизация и симуляция смерти может помочь выжить. В общем, чистота восприятия и проникновения, ассоциированная с "диссоциацией", может позволить индивидуумам обнаружение и выполнение неразличимых в прошлом стратегий уклонения от отчаянных, угрожающих жизни обстоятельств. (Kp: эта "чистота восприятия и проникновения" уж скорее обусловлена действием глутамата (индукция ЛТП и так далее, повышенная синаптическая пластичность). А вот дереализация, галлюцинации и т.д. обусловлены блокадой Glu рецепторов, то есть являются побочным эффектом зашиты от "перегрузки" этим же самим глутаматом, который токсичен в высоких (порядка 100 mmol/ml и выше) концентрациях. Ибо никто не хочет избежать смерти, но при этом лишиться ряда важных мозговых центров. Вот так!)
Несмотря на то, что психоделики обладают норадренегрическими и допаминерическими свойствами (pp: так же, как и многими другими), современные взгляды связывают их псижходелические свойства с серотонинергическим (pp: частичным) агонизмом, особенно к 5-HT2, 5-HT1а, 5-HT1c рецепторам, широко распространенным в базальных ганглиях, коре и темпоролимбических структурах (pp: ляп - темпорал(височные) структуры являются частью коры!) (82,88). Точные анатомические субстраты действия галлюциногенов пока не выяснены, но височная доля играет значительную роль. Пациенты, получавшие LSD до и после темпоральной лобектомии, проявили обеднение вызванных наркотиком эмоциональных переживаний (pp: включая религиозные, просматривал этот материал) после резекции (89). Безусловно, психологические ожидания употребляющего галлюциногены оказывают сильное влияние на качество и интерпретацию переживаний, вызванных галлюциногеном (pp: ну и какие выводы о психологических установках масс можно сделать, пользуясь процентными соотношениями, указанными выше... :( ).
Мистические и психотические состояния характеризуются выраженными личностными расстованиями, галлюцинациями, странным поведением и социальным отчуждением. В конечном итоге, ни одна диагностическая система не способна охарактеризовать некоторые верования как заблуждения, не имеющие связи с объективной реальностью. Некоторые признаки, однако, могут быть отличительными для "культурно неприемлемых психотических состояний" и "культурно поддерживаемых мистических переживаний" (См. таблицу 2 в приложениях). В целом, религиозные галлюцинации и заблуждения обычно являются слуховыми (pp: а где находится центр слухового восприятия? Височная доля! Прохлопали, господа медики...), часто фокусируются на заболевании и неприятностях, включая грандиозные идеи, эмоциональное безразличие, ведут к социальной изоляции, блоку мышления и воспринимаются в обществе как вычурные и неполноценные в субкультуре пациента (kp: ну это смотря в какой субкультуре...).
Заблуждения и бредовые идеи случаются на какой-либо стадии заболевания у 90% шизофреников (95). Шизоидные идеи отношения, наказания, самоотрицания и нахождения под контролем являются наиболее типичными для шизофрении, они присутствуют (соответственно) у 12%, 10%, 8% и 4% случайно подобранных пациентов. Но религиозные шизоидные идеи также распространены и встречаются у 3.2% случайно подобранных пациентов (96). Религиозные заблуждения являются одной из 13 категорий шизоидных идей в Современном Реестре Обследования Психического Состояния. (pp: в Штатах). (97)
Специфическое содержание религиозных шизоидных идей обрамлено культурной принадлежностью индивидуума (98). Эти эффекты варьируют не только со сменой культур, но и с течением времени. В Британии, частота одержимости религиозными идеями среди шизофреников уменьшилась с 65% в середине прошлого века до 23% в середине текущего, в то время, как одержимость сексуальными идеями возросла (99).
Теории нейробиологического происхождения шизоидных идей подчеркивают несколько различных механизмов. Процесс формирования верования может быть подразделен на несколько компонентов: инициальное восприятие окружающего, логическая и вероятностная оценка воспринятого, генерация верования и поиск информации поддерживающей или опровергающей его. Дефекты на уровне каждого из этих компонентов были идентифицированы в популяциях шизофреников (100,101), включая аномальные перцептуальные переживания (102), дефекты формальной логики (103) и неспособность поиска поддерживающих или опровергающих доказательств. Некоторые авторы подчеркивают роль шизоаффективности - эмоциональных изменений, которые предваряют появление шизоидных идей, которые охватывают сознание целиком (105). Пациент неспокоен, раздражителен, подозрителен и чувствует, что нечто особо важное вот вот должно произойти. Мир воспринимается странным, измененным, нереальным. Внимание и способность к концентрации могут быть нарушены. Это измененное эмоциональное состояние создает благоприятную почву для развития шизоидных идей.
Нейроанатомически, психологические механизмы возникновения шизоидных идей основаны на деятельности лобных систем (дедукция и индукция (106), теменных систем (искажение восприятия (107) и висолимбических систем (отклонения настроения и аффективная окраска стимулов (107))
Эмоциональная поддержка является отличительной чертой галлюцинаций и бредовых идей религиозного содержания при маниакально-депрессивном психозе (pk: что очень легко проверить, попытаясь переубедить обладателя этих идей). Как минимум 75% страдающих манией подвержены бредовым идеям, обычно идеям величия (108, 109). Идеи величия классифицируются на:
Как маниакальные, так и депрессивные бредовые идеи иллюстрируют уязвимость перцептуальных и когнитивных систем к эмоциональному воздействию. Захлестывающие позитивные или негативные эмоции, генерированные в восходящих аминегрических системах ведут к:
Пациенты с БА обычно демонстрируют прогрессивную потерю религиозного интереса и поведения, иллюстрируя тем самым, что нейробиологические субстраты религиозных переживаний могут быть обнаружены при рассмотрении условий возникновения не только гипер-, но и гипорелигиозности. Пассивность и уменьшенная спонтанная активность часто встречаются при тяжелой или средней тяжести БА (111). В одном изучении 80 БА пациентов, наиболее частыми изменениями личности были потеря инициативы с возрастающей апатией (более чем 60%) и утратой интересов в более чем 50% случаев (112). Согласно нашему опыту, уменьшение поиска жизненных интересов обычно распространяется на интересы религиозные. Вероятный механизм этого заключается в ослаблении корковых темпоролимбических связей, что ведет к уменьшенной эмоциональной зарядки стимулов, и нарушение связей между корковыми ассоциативными зонами, ведущее к неспособности сооружать религиозные ментальные конструкции. В добавление, патологические переживания при БА обычно не носят религиозного характера. Бредовые идеии при БА обычно являются идеями наказания без религиозной окраски (113). Нарушения памяти питают подозрительность и потеря кортикальных ассоциативных зон предотвращает возникновение более сложных бредовых идей.
В отличие от БА, группы FTD пациентов испытывают выраженную гиперрелигиозность. В рассмотренной группе фронтальных деменций, обусловленных дефектами 17 хромосомы, 3 из 12 индивидуумов страдали гиперрелигиозным поведением (114). Среди пациентов с ассиметрической атрофией, повышенная религиозность встречается более часто при правой, чем при левой фронтотемпоральной атрофии. (Bruce Miller, M.D., личная переписка, январь 1997). Мы предлагаем 2 нейробиологических процесса, повышающих религиозные переживания и интересы у этих пациентов. Во-первых, рутинные переживания получают повышенную позитивную оценку как результат предоминирования левого полушария (позитивная) над правым (негативная) система оценки (115). Во вторых, фронтоорбитальная атрофия ведет к импульсивности, желанию принимать и пропагандировать религиозные объяснения, часто встречающихмся позитивных и гармоничных феноменов (kp: "я счастлив во Христе и хочу, чтобы все пришли к нему и были счастливы"....)
Лимбическая система интегрирует внешние стимулы и внутренние побуждения и является частью разветвленной нейральной сети, которая дает стимулам и событиям позитивную или негативную оценку (123-125). Эволюционная роль лимбической системы значительна, определяя необходимость и важность новых стимулов и переживаний для аккуратной записи в памяти и последующего автоматического извлечения. Более того, в добавление к простым позитивным и негативным оценкам, лимбические разряды способны порождать переживания, являющиеся промежуточными между эмоциональностью и сознательным мышлением. К примеру, ощущение "знакомства" возникает в лимбической системе как квази-эмоциональный маркер пережитого. Обычно, "лимбическое ознакомление" сопровождается вызовом информации из памяти, но данный процесс может быть нарушен, приводя к переживаниям deja vu или jamais vu. Мы предлагаем,что аналогичные лимбические разряды способны помечать переживания как:
Одна из привлекательных сторон этой гипотезы заключается в том, что она предлагает новое объяснение "необъяснимости и непередаваемости" религиозных переживаний. Некоторые теоретики прошлого достигли объяснения этого феномена через специализацию полушарий (126, 131). Рабочая гипотеза заключалась в том, что сверхъестественно-религиозные переживания являются правополушарным событием и, соответственно, холистичны и невербальны. При перенесении в левое полушарие, переживания переводятся в агналитическую вербальную матрицу, являющуюся по определению неполной, и, соответственно, переживания воспринимаются как необъяснимые. Эта теория обладает рядом существенных недостатков: главным образом потому, что базируется скорее на метафорических, чем специфически процессных описаниях доминантных и недоминантных полушарных функций, и они не совсем подходят для индивидуалов с неповрежденным corpus callosum и едиными осознанными переживаниями (kp: следует ли из этого, что религиозность может также являться результатом повреждения corpus callosum? (для чайников: часть белого вещества мозга, состоящая из нервных волокон, обеспечивающих связь между полушариями)).
Гипотеза лимбических маркеров осуществляет полностью различное объяснение непередаваемости религиозных переживаний. Перцептуальные и сознательные компоненты мистического опыта рассматриваются как аналогичные таковым при ординарных переживаниях, за исключением того, что они помещаются лимбической системой как глубинно важные, выдающиеся, объединенные в целое, и/или блаженные. Соответственно, описания содержания сверхъестественных переживаний напоминает описания обычных переживаний, а вот различные, прикрепленные к ним составляющие, не могут быть описаны на словах. Так же, как и сильные переживания, эти лимбические маркеры могут быть названы, но не могут быть переданы в их полной внутренней интенсивности, производя взамен ощущение непередаваемости.
Теория лимбических маркеров моет быть проверена в нескольких аспектах. Она предсказывает, что функциональное нейросканирование во время религиозных переживаний и у религиозных индивидуумов способно выявит отклонения активности лимбической системы. Она предсказывает, что потеря возможности мистических переживаний произойдет у индивидуумов с билатеральной лимбической патологией (Kluver-Bucy синдром), но не при других фокальных повреждениях. Она предсказывает, что более детализированное исследование с помощью глубинного введения электродов способно обнаружить анатомические основы религиозности в лимбических, но не в других областях.
В заключении мы отметим, что, хотя психология религии имеет длительную и почетную историю (132), исследования нейрональных субстратов религиозных переживаний пока находятся в младенчестве. Человек был назван Homo religio, религиозным животным. Поведенческая нейрология должна предоставить полное описание нейрональных субстратов религиозного опыта, если она хочет достичь систематического понимания неврологических основ всего комплекса человеческого поведения. Задача, стоящая перед психоневрологами, полное понимание мозговых нарушений, ведущих, поддерживающих и изменяющих религиозные переживания - уникальные предпосылки к неврологическим основам духовной природы человечества.
Авторы благодарят Jeffrey Cummings,
M.D. и Давид Bear, M.D. за продуманные комментарии и предложения. Этот
труд был частично поддержан Frederick Sheldon Memorial Travelling Fellowship
Гарвардского Университета.
(Kp: и это люди, к которым христиане обращаются
за помощью и даже поклоняются им!)
Общие замечания: в целом, все имевшиеся ляпы
подправлены моими комментариями в тексте. Несмотря на попытки быть политически
корректными, мне кажется, что позиция авторов статьи достаточно ясна. Обращают
на себя внимание следующие недостатки:
Изложение Таблицы 1.
Исторические религиозные личности с подозрением на
эпилепсию.
Этот список можно продолжить и дополнитm.
Частота приступов: неизвестна. Вероятность эпилепсии:
+. Дифференциальный диагноз: комплексные парциальные судороги, психогенная
слепота, ожоги роговицы/радужки, вертебробазилярная ишемия, оципитальная
контузия (kp: "сзади подкрался с дубинкой кто-то... вот и сбылася мечта
идиота!", sorry :-) ), молниеносный инсульт, отравление дигиталисом
(kp:
кто это так его?), кровотечение в стекловидное тело, редкая форма мигрени.
Высока вероятность наличия экстатической ауры, межприступного гиперморализма,
гиперрелигиозности и гиперграфии (kp: ROFL). Религиозная роль: Один
из основателей католической церкви.
Частота приступов: как минимум несколько раз.
Вероятность эпилепсии: + Дифференциальный диагноз: комплексные парциальные
судороги. Религиозная роль: основатель ислама.
Хотя, в общем, статья неглупая и служит хорошей
пищей для ума. В конце концов, ее авторы - практические клиницисты а не
чистые теоретики...