Московские новости 23
16.06.1998
Недавно во дворе Екатеринбургского духовного училища Русской православной церкви были публично сожжены богословские произведения протоиереев Александра Меня, Александра Шмемана, Иоанна Мейендорфа и Николая Афанасьева. Распоряжение об уничтожении "модернистских" произведений православных богословов отдал епископ Екатеринбургский и Верхотурский Никон (Миронов). На заседании Духовной консистории епископ поставил вопрос о недопустимости распространения "еретической" литературы в местных храмах. Услужливые клирики подсказали владыке, что подобная литература имеется прямо-таки у него под носом - в библиотеке местного духовного училища, кузнице духовенства епархии. Епископ Никон немедленно позвонил в училище и приказал произвести на его территории акт публичного сожжения "неправильных" богословских произведений.
Выполняя распоряжение епископа, сотрудники библиотеки
духовного училища вынесли во двор, где собрались священнослужители, учащиеся
и просто любопытствующие, книги перечисленных авторов, бросили их в железный
ящик и торжественно предали огню. Говорят, что при этом звучали какие-то
песнопения. На позорное "пещное действо" прибыл благочинный храмов города
Екатеринбурга протоиерей Николай Ладюк. Случайно узнавшие о происходящем
во дворе духовного училища журналисты местной телекомпании "10-й канал"
поспешили обратиться за разъяснениями в екатеринбургское епархиальное управление.
Но штатный цензор епархии, некто о.Авраамий, подтвердив факт сожжения книг,
категорически отказался от интервью. В Екатеринбургской епархии нашелся
лишь один человек, решившийся публично не согласиться с самодурством епископа.
Это священник Олег Вохмянин. Стоит ли удивляться, что епископ Никон немедленно
запретил его в
священнослужении.
Действия епископа Никона и его подручных привели в неистовый восторг представителей "правого лагеря" в Русской православной церкви. По сообщению бюллетеня "Религиозная жизнь", слушатели "правой" церковной радиостанции "Радонеж" потребовали от Союза православных граждан ("крупнейшей организации православных мирян, пришедшей на смену печально известному Союзу православных братств) "защитить епископа Екатеринбургского и Верхотурского Никона от острой реакции прессы".
После того как появились первые сообщения о екатеринбургском аутодафе, в канцелярию Московской патриархии посыпались обращения и письма с требованием дать соответствующую оценку произволу епископа Никона. Вдова о. Александра Шмемана матушка Ульяна в своем письме утверждает, что ее муж и о. Иоанн Мейендорф "никогда не отклонялись от учения Святой Церкви, будучи движимы желанием людей просветить и приобщить к любви Христа". А сын о. Александра Шмемана Сергей напоминает: "По многолетнему опыту жизни в Советском Союзе я знаю, скольких людей вдохновляли и поддерживали его работы. В их числе и Патриарх Алексий II, который называл о. Шмемана "своим великим учителем". Судя по первым откликам из Московской патриархии, церковное руководство пребывает в некотором замешательстве и не решается дать какую-либо оценку событиям в Екатеринбурге.
Случай сожжения "еретических" книг для Русской церкви беспрецедентен. В русском языке нет даже слова, обозначающего подобную форму борьбы с инакомыслием. Приходится прибегать к залетевшему из средневековой инквизиторской Европы "аутодафе". Кто же пытается внедрить этот обычай на российской земле? Епископ Никон (Миронов) принадлежит к "молодому поколению" архиереев Московского патриархата. Ему 38 лет, а рукоположен в сан епископа он всего шесть лет назад. Свою церковную карьеру будущий пламенный борец с "ересью" начал в 1981 году в должности рабочего Иркутской епархиальной свечной мастерской. В том же году юный рабочий стал секретарем самой крупной в мире православной епархии. В 1993 году его рукоположили во епископа Задонского. Аутодафе в Екатеринбурге позволяет сделать несколько выводов.
В Русской православной церкви усиливается нетерпимость. Церковные деятели все меньше внимания обращают на оценку своих действий светской общественностью, и в частности прессой, которую они все чаще воспринимают как заведомо враждебную Церкви. И наконец, местные епископы начинают действовать все более самостоятельно, окончательно запутывая непосвященных относительно подлинной позиции Церкви по тому или иному вопросу.